Депрессия без депрессии. Секреты плохого настроения.

Депрессия без депрессии. Секреты плохого настроения.

Каждый знаком с плохим настроением. В современной жизни поводов для него гораздо больше, чем для хорошего. Однако депрессия это не просто плохое настроение, к нему еще необходимо добавить снижение психической активности и двигательную заторможенность.

Часто здоровые люди именно депрессией реагируют на большое количество бед, обрушивающихся на них. Как правило, минуют несчастия, проходит и депрессия, но это в норме. Если же говорить о депрессии как о болезни, то она отличается слишком большой продолжительностью, чрезмерной интенсивностью, возникает зачастую без внешней причины, в результате внутриорганизменных сдвигов и не спешит проходить. Депрессивное состояние — очень тягостное душевное переживание для человека, который в нем находится. Достаточно сказать, что самое дорогое, что есть у человека, его жизнь, теряет цену, появляется желание покончить с собой. Да это и случается, если оставить человека без помощи.

Но есть у депрессии и другое лицо, когда она проявляет себя совсем по-иному. Например, в виде телесного недуга, а собственно плохое настроение при этом уходит на задний план. В таких случаях говорят, что депрессия скрывается под маской соматического заболевания. То есть депрессия как заболевание не проявляет себя снижением настроения, либо это снижение незначительно и распознать его, а следовательно, назначить необходимое лечение, бывает очень нелегко.

Моя пациентка, немолодая женщина, рассказала, что шесть лет назад тяжело перенесла смерть любимого мужа. С того времени жизнь потеряла всякий смысл, снизилось настроение, ни что не радовало, ни чего не хотелось делать, нарушился сон: трудно было заснуть, а просыпалась рано. Днем у нее “все валилось из рук”, по малейшему поводу плакала и раздражалась. Налицо была глубокая реактивная депрессия, как следствие тяжелой утраты. Но время шло, чувство горя притупилось, на смену тоски по умершему пришла тревога за свое здоровье и здоровье своих близких. Начались болезни. Болело все: голова, сердце, живот, ноги, спина, но не одновременно, а как бы сменяя друг друга. Только переставало болеть одно, как тут же начинало болеть что-то другое. Ощущение боли было необычным это была не острая и не тупая боль, а какие то особенно неприятные ощущения, с трудом поддающиеся описанию: “тянуло, скручивало, рвало, наливалось”. Обезболивающие средства практически не помогали. Особенно тяжело было по утрам. К вечеру состояние несколько улучшалось, но полностью “боль” не уходила никогда.

Так продолжалось несколько лет. Утомительные хождения “по врачам” от одного специалиста к другому заканчивались тем, что ставились различные диагнозы: стенокардия, нейроциркуляторная дистония, гастрит, дискинезия желчевыводящих путей, остеохондроз позвоночника. Проводимое лечение давало мало результатов. Было время, когда даже появились мысли о “сглазе” и “порче”. На всякий случай посетила известную целительницу, старалась выполнять все ее рекомендации, но разочаровалась и в них. Смирилась с неизбежностью своего страдания, покорилась судьбе. В таком состоянии мы с ней и встретились.

В процессе нашего общения выяснилось, что подобные состояния, правда менее выраженные, наблюдались и раньше, но быстро проходили. Как она сама объясняет: была помоложе, болеть было некогда семья, дети, интересная работа, общественная жизнь. Отвлекалась в делах, радовалась успехам детей, старалась всячески их поддерживать и свои болезни уходили на задний план, а потом и совсем проходили. А сейчас дети далеко, мужа нет, остро чувствуется одиночество. Трудно жить и материально и духовно, развенчаны все идеалы, во что свято верила к чему стремилась. Не покидает мысль, что жизнь прожита зря, не так как нужно было, не так воспитывала детей, не обеспечила им материальное благополучие, виновата перед ними. Жизнь казалась бессмысленной, хотелось поскорее умереть. После всего сказанного стало ясно, что больше всего болит душа и болезнь именно душевная — скрытая депрессия.

Психотерапевтические беседы, прием антидепрессантов позволили пациентке выйти из этого состояния, вновь ощутить радость жизни. Появилось желание заниматься любимыми делами — шить, вышивать, вязать. Почувствовала свою полезность для близких людей. Боли отступили. Конечно это было не полное физическое здоровье, но тягостные ощущения ушли и будем надеяться больше не вернутся.

Здесь приведен только один случай, а в практике их большое множество. По данным эпидемиологических исследований число скрытых депрессий среди больных обратившихся в общемедицинские (не психиатрические) учреждения доходит до 40%. Известно, что скрытые депрессии являются болезнью среднего и пожилого возраста, женщины им более подвержены, чем мужчины (соотношение близкое 3:1).

Такая депрессия может имитировать картину любого нарушения со стороны внутренних органов, как бы прячется под маской другого заболевания (отсюда еще одно название маскированная депрессия). Развивается слабость, разбитость, апатия, головокружение, ощущение тяжести, чувство жжения за грудиной, давления в голове, запор или понос, метеоризм, ощущение стеснения и сжатия при дыхании, потеря массы тела, расстройство сна, ощущение жара или холода в области груди, живота, головы, конечностей, чувство кома в горле и т. д. Человек сам не осознает своего пониженного настроения или связывает его с физическим недомоганием, следствием какого-либо нераспознанного заболевания. Он в течение длительного времени обследуется и лечится без видимого улучшения, по поводу различных соматических или неврологических заболеваний.

Наиболее часто встречаются трудно поддающиеся описанию мучительные боли, разнообразные неприятные ощущения. При болях в животе больные лечатся (иногда даже хирургическим путем) от аппендицита, язвенной болезни желудка и двенадцати перстной кишки, холецистита, панкреатита, пищевого отравления и др. При локализации боли в области сердца (“тяжесть в груди”, ”камень на сердце”, внутреннее волнение) характерно смутное, немотивированное чувство виновности, тоски. Больные неоднократно вызывают скорую помощь, лечатся с диагнозами стенокардии, инфаркта миокарда, пароксизмальной тахикардии, шейного остеохондроза и др. В связи с жалобами на головные боли и головокружение, другие неприятные ощущения часто неопределенного характера больных лечат от неврастении, мигрени, вегетативно-сосудистой дистонии и др.

Локализация неприятных ощущений определяется представлениями пациента о предполагаемой болезни. Так, при уверенности в заболевании сердца, имеют место быстрая утомляемость, слабость, вялость, боли в сердце, усиление сердцебиения. При представлениях о нарушениях со стороны желудочно-кишечного тракта происходит фиксация на работе внутренних органов, жалобы на боли в эпигастрии и внизу живота и т. д. Типичны жалобы на резкий упадок сил, на неспособность сосредоточиться на чем-либо (“трудно читать, смотреть телевизор, даже говорить трудно”).

Снижается общий тонус, наблюдается легкая угнетенность, неспособность радоваться “как раньше”. Исчезает прежняя собранность, активность, развивается неясное чувство страха, тенденция к постоянному анализу своих ощущений и возможных причин их возникновения, выискиванию у себя все новых признаков соматического неблагополучия. Множество соматических ощущений не укладывается в рамки какой то определенной болезни, настораживает их ”неподатливость” всякого рода лечебным средствам, назначаемых терапевтами.

Алкоголизм и наркомания тоже зачастую формируются именно в таком состоянии, когда в алкогольном и наркотическом опьянении человек ищет спасения от страдания. Как говорят “заливает тоску вином”. Первый запой в таких случаях — это ни что иное как эквивалент депрессии, когда алкоголь отвлекает, помогает забыться, но не выйти из создавшегося положения, а все глубже и глубже затягивает в бездну проблем. В дальнейшем депрессия может пройти, а алкоголизм продолжит развиваться по своим законам.

Хочется привести такой пример. Женщина пришла со слезами, просит: спасите моего сына, погибает. В детстве был послушным ребенком, хорошо учился в школе, закончил институт, много работал, был хорошим специалистом, пользовался авторитетом, спиртное
практически не употреблял и вдруг запил. Злоупотребляет алкоголем около полугода, опустился, потерял работу, семья на грани развала. Что делать, нет сил смотреть на то, как гибнет родной человек.

С сыном встретиться удалось не сразу. К тому времени был он уже в совершенно
плачевном состоянии — пить уже физически не мог, но отказаться от алкоголя не было сил. Для него самого было непонятно как он оказался в такой ситуации. А начались его проблемы около года назад: пропало желание ходить на работу, не хотелось ничего делать, временами находила такая тоска, что хоть “давись” и это без видимой причины, то есть конечно трудности были, но ни чего из ряда вон выходящего не случалось. Вот тогда то и попробовал выпивать. После употребления алкоголя становилось легче, но ненадолго, приходилось прибегать к следующей дозе, дальше больше, и покатилось. Сейчас и водка перестала помогать, последнее время уже всерьез стал думать о самоубийстве, ситуация казалась безвыходной.

Этому молодому человеку удалось помочь, а сколько таких людей окончательно спивается, губит свою жизнь и жизнь своих близких!

В раннем возрасте депрессия проявляется плаксивостью, непослушанием, леностью,
в дальнейшем дети плохо учатся, конфликтуют дома и в школе, уходят из дома, патологически увлекаются определенной музыкой, религией. Конечно не у всех приверженцев “тяжелого рока” скрытая депрессия. Однако, скорее всего, именно страдающие депрессией юноши и девушки — основа так называемых “трудных”, “неуправляемых” молодых людей.

При скрытой депрессии нередки случаи расстройства в сексуальной сфере: меняется продолжительность полового акта, уменьшается влечение, притупляется оргазм. Нарушается и пищевое поведение, как в сторону снижения аппетита, так и систематического переедания. То есть плохое настроение является непосредственной причиной нежелательной полноты. Режим питания хорошо отражает эмоциональное состояние человека. В данном случае характерно утреннее отсутствие аппетита, беспорядочное питание в течение дня и обильный ужины. Кроме того вкусная и обильная пища является как бы лекарством, источником столь необходимых положительных эмоций, смягчающих тягостность состояния. Не осознав это, бессмысленно начинать “борьбу за стройную фигуру”.

Иногда при скрытой депрессии расстройства сна являются основными, а порой единственными проявлениями заболевания. Они, как правило, характеризуются раним пробуждением и сокращением продолжительности ночного сна. Больные легко засыпают, но, поспав несколько часов, пробуждаются. Утром чувствуют себя совершенно разбитыми и только во второй половине дня или к вечеру самочувствие несколько улучшается.

В чем же причина маскировки депрессии под различные заболевания внутренних органов?

Установлено, что основных причин две. Первая — это особо отрицательное отношение к психическим расстройствам, вследствие чего больные стремятся искать причину своего плохого состояния в болезнях тела, а не души. Вторая — это так называемая алекситимия т. е. неспособность выражать в словесной форме внутренние эмоциональные явления, что ведет к бессознательной проекции психических расстройств на телесную сферу. Кроме того важное значение в возникновении скрытой депрессии придается психологическим особенностям личности, наличию замкнутости, эмоциональной ранимости и тревожной мнительности.

Больные приходят к врачу с жалобами на боль, одышку, приступы удушья, или кожную сыпь, вялость и разбитость. Плохое настроение обычно или не осознается вовсе, или воспринимается при болезни как должное. Отсутствие объективных доказательств соматического (телесного) страдания заставляет больного идти к следующему врачу, решаться на дополнительные, порой не совсем безобидные обследования, и даже на операцию. К сожалению, истинная сущность страданий часто не распознается. Диагноз ставится на основании жалоб и каких то незначительных или случайно обнаруженных патологических изменениях во внутренних органах. Проводится соответствующее лечение, но улучшения не наступает.

Человек страдают до тех пор, пока депрессия не проходит самопроизвольно, или пока больной не попадет к специалисту (психиатру, психотерапевту), иногда уже потеряв надежду на выздоровление. Только проведение адекватной психотерапии и назначение таких препаратов, как антидепрессанты, приводит к желаемому результату. В противном случаи появляются "плохие" врачи и "трудные" больные, растут очереди в поликлиниках. Пациенты направляются от одного специалиста к другому, имея одновременно несколько различных диагнозов. Когда слышишь, что длительное лечение не дает результатов, все врачи никуда не годятся, в первую очередь приходит мысль о пациентах именно с такой депрессией.

Так мы и живем, страдая от болезни, в страхе перед окружающими прослыть "ненормальными", боясь “постановки на учет”, предпочитая терпеть, но не быть "сумасшедшими", по принципу: нет диагноза, нет болезни. Но болезней много и не одна скрытая депрессия, а целый ряд заболеваний, которыми занимается так называемая "малая" психиатрия в лице психотерапии.

Чтобы не попасть в такое положение, заподозрив у себя какое-то заболевание, задайте себе пять несложных вопросов: имеет ли у меня место



— утрата способности получать удовольствие от жизни?


— трудности в принятии даже несложного решения?


— утрата интереса к тому, что раньше увлекало?


— желание изолировать себя от окружающих?


— размышления о бесполезности и пустоте существования?


Большинство утвердительных ответов на указанные вопросы говорит о большой вероятности депрессивного состояния и необходимости консультации психиатра или психотерапевта.

Пора перестать бояться психологов, психотерапевтов и психиатров, пришло время научиться видеть в них своих главных помощников в преодолении жизненных кризисов, проблем и душевных страданий.